На площадке строительства 10 блока Троицкой ГРЭС 18 июня 2012 г. в процессе монтажа произошло падение крана СКР-3500 ЭПI Зуевского энергомеханического завода. Группа экспертов ЗАО «УЭЦ» провела осмотр места падения крана, обследовала сохранившиеся фрагменты крана и кранового пути.

На площадке строительства 10 блока Троицкой ГРЭС 18 июня 2012 г. в процессе монтажа произошло падение крана СКР-3500 ЭПI Зуевского энергомеханического завода. Группа экспертов ЗАО «УЭЦ» провела осмотр места падения крана, обследовала сохранившиеся фрагменты крана и кранового пути.

Кран СКР-3500 ЭПI максимальная грузоподъёмность – 95 т, масса кН (вес Т) – 680, давление колеса на рельс – 31,6 т.

После изучения обстоятельств аварии, комиссией был выдвинут ряд версий возможных причин аварии:

1. Неисправность кранового пути (лопнувший рельс);

2. Обрыв стреловых оттяжек или стреловых канатов;

3. Дефекты металлоконструкций крана;

4. Нарушение технологии монтажа крана.

При изучении представленной документации на крановый путь и обследования кранового пути после аварии комиссией было установлено:

- в проекте на крановый путь, выполненный специализированной организацией ООО «Геосервис» г. Орск, отсутствуют расчёты элементов кранового пути (не выполнены требования   ПБ 10-382-00 п,п 2.18.2, 8.1, 9.1.4,   СТО НОСТРОЙ 2.2.77-2012);

- элементы кранового пути приняты комиссией представителей Третьей Инженерной Компании «Теплоэнергостроймонтаж» и ООО «Фирма Техцентр» г. Курган. Акты скрытых работ имеются. ( Требования   СТО НОСТРОЙ 2.2.77-2012   раздел 8).

Из всех рассмотренных версий аварии крана – четвёртая версия была принята комиссией, как наиболее вероятная. Однако при более глубоком и детальном рассмотрении этой аварии и приведённым ниже фактам и расчётам наиболее вероятной причиной аварии крана не ошибки при монтаже, а нарушения, допущенные до монтажа крана во время строительства кранового пути о чём говорят следующие факты:

- отсутствие расчёта элементов кранового пути;

- применение подкладок костыльного скрепления Д 50 ГОСТ 12135 не рекомендуется   в связи с возникновением крутящего момента в рельсе (подкладки имеют уклон опорной площадки под рельсом 1:20);

- применены деревянные шпалы   которые не соответствуют нагрузка от колёс крана (см. расчёты приведённые ниже).

Расчёт деревянной шпалы на прочность (смятие и изгиб) производился в соответствии СНиП П-25-80 «Деревянные конструкции» .

Скриншот 1

Скриншот 2

Скриншот 3

Нагрузка может достигать величины соответствующей расчетной нагрузки от колеса крана. В результате совокупности факторов произошло разрушение рельса (изгиб, кручение).

В соответствии с вышеизложенным считаем:

- проект кранового пути должен содержать расчетную часть на соответствие элементов кранового пути нагрузкам от устанавливаемого крана;

- ограничить применение деревянных шпал в соответствии с РД 50:48:0075.01.05 (СТО Нострой 2.2.77-2012);

- допуски к уклонам пути снизить до i ≤ 0,001 при строительстве и i ≤ 0,002 при эксплуатации;

- разработку проектов кранового пути должны выполнять только члены некоммерческого партнерства и имеющие свидетельство о допуске к данному виду деятельности.

Банных Г.М.

Жуков В.Г.