В настоящее время быстрыми темпами увеличивается количество эксплуатирующихся с большим сроком службы грузоподъемных кранов и зданий, сооружений, где они установлены, растут требования к обеспечению безопасности эксплуатации, выполнить которые невозможно без всестороннего изучения процессов взаимодействия элементов системы «кран – крановый путь»

Безопасность опасных производственных объектов   регулируется   требованиями   Федеральных законов ( №190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»,   № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,  № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Технический регламент ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ).

Опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону.

В соответствии с требованиям Технического регламента   ТР ТС 010/2011 крановый путь должен быть сконструирован и изготовлен так, чтобы в процессе эксплуатации (в рабочем и нерабочем   состояниях), а также на остальных стадиях жизненного цикла грузоподъёмной машины (монтаж, испытания и т.д.) он(крановый путь и его элементы) сохранял заявленную прочность, жесткость, устойчивость, усталость, износо – и коррозионную стойкость.

Определение влияния критериев на оценку соответствия требованиям промышленной безопасности опасного производственного   объекта с установленным грузоподъёмным краном позволит обеспечить безопасную эксплуатацию ОПО.

В зданиях и сооружениях ОПО с крановыми нагрузками рассмотрим только   механическую безопасность (состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части) обеспечение которой начинается с организации всего строительного процесса от изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации.

Застройщик (владелец), обеспечивающий на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства являющегося опасным производственным объектом   с грузоподъёмным краном, должен выполнить инженерные изыскания, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Для оценки соответствия требованиям механической безопасности этапов строительства ОПО с ГПМ   владельцем привлекаются соответствующие специалисты, технический заказчик (физическое   или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры на выполнение   всех видов работ от изысканий до сдачи в эксплуатацию объекта капитального строительства являющегося   ОПО с установленным   грузоподъёмным краном. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Подготовка проектной документации   на ОПО с ГПМ осуществляется на основании технического задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства являющегося ОПО с крановой нагрузкой.

При разработке технического задания застройщик должен руководствоваться требованиями к крановому пути, изложенными в эксплуатационной документации на грузоподъёмный кран.

Проект на крановый путь может быть самостоятельным (типовой проект) или являться составной частью проекта объекта капитального строительства являющегося опасным производственным объектом.

Проект на крановый путь разрабатывается организацией имеющей разрешение на выполнение данного вида работ по техническому заданию застройщика на основании проектной документации на объект капитального строительства.

В проектной документации здания или сооружения ОПО лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, должны быть учтены исходные данные, передаваемые застройщиком (заказчиком) в соответствии с законодательство о градостроительной деятельности.

Проект на крановый путь должен содержать:        

  • паспорт кранового пути;
  • рабочие чертежи (планы, разрезы, узлы и детали элементов и конструкций кранового пути, чертежи на комплектующие, а при необходимости чертежи на устанавливаемое путевое оборудование с обязательным актом   испытаний) и спецификации;
  • технические условия (ТУ) на монтаж и эксплуатацию;
  • прочностной расчет кранового пути и его элементов;
  • расчет тупиковых упоров;
  • рабочие чертежи на устройство и установку путевого оборудования.

В проекте должны быть приведены предельно допустимые отклонения от проектного положения элементов кранового пути, как при строительстве, так и при эксплуатации с указанием базы отсчета.      

Строительные конструкции здания или сооружения с крановой нагрузкой должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда в результате:

  • разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
  • разрушения всего здания, сооружения или их части;
  • недопустимой величины деформации строительных конструкций, основания здания или сооружения с крановой нагрузкой;
  • повреждения части здания или сооружения с крановой нагрузкой в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций,   для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения ОПО, в процессе его строительства и эксплуатации.  

В проектной документации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на крановый   путь, должны быть предусмотрены:

  • предельные величины отклонений контролируемых параметров, периодичность и методы контроля;
  • минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания в процессе эксплуатации здания или сооружения ОПО;
  • сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения ОПО   с крановой нагрузкой.

Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения ОПО на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должны быть обоснованы расчетами.

В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок.

Нормативные нагрузки рекомендованные СП 20.13330.201 вызывают некоторые сомнения.

Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой торможением электрической тележки, следует принимать равным:

  • для кранов с гибким подвесом груза - 0,05 суммы подъемной силы крана и веса тележки;
  • для кранов с жестким подвесом груза - 0,1 суммы подъемной силы крана и веса тележки.

Эту нагрузку следует учитывать при расчете поперечных рам зданий и балок крановых путей. При этом принимается, что нагрузка передается на одну сторону (балку) кранового пути, распределяется поровну между всеми опирающимися на нее колесами крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета. Практически необходимо учитывать поперечный уклон кранового пути, возможный ветровой напор, перекос крана (нагрузка на направляющую передаётся одной опорой).

Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленной поперек кранового пути и вызываемой перекосами мостовых электрических кранов и не параллельностью крановых путей (боковой силой), для каждого ходового колеса крана следует принимать равным 0,1 полного нормативного значения вертикальной нагрузки на колесо. Вертикальная нагрузка должна соответствовать половине суммы веса крана и поднимаемого груза.

Эту нагрузку необходимо учитывать при расчете прочности и устойчивости балок крановых путей и их креплений к колоннам в зданиях и сооружениях с крановыми нагрузками. При этом принимается, что нагрузка передается на балку кранового пути от всех колес одной опоры крана и может быть направлена как внутрь, так и наружу рассматриваемого пролета здания.

Горизонтальные нагрузки от торможения моста и тележки крана и боковые силы считаются приложенными в месте контакта ходовых колес крана с направляющей.

Нормативное значение горизонтальной нагрузки, направленнойвдоль кранового пути и вызываемой ударом крана о тупиковый упор, необходимо учитывать только при расчете упоров и их креплений к балкам кранового пути.

канд.техн.наук Банных Г.М.